Михайлов Г. В., Масюта В. Ф.

ГОНГ ФУ

или

"Стиль Белого Льва"

 

Учебно-методическое пособие по самообороне

Санкт-Петербург, 1998

 

Разделы:

1.Предисловие:

  • • Проблемы гармонического, духовного и физического здоровья, развития и воспитания подрастающего поколения;
  • • Гуманитарная направленность;
  • • Комплексная педагогическая система.

2.Характеристика "Стиля Белого Льва" как средства и метода укрепления здоровья и гармонического воспитания личности:

  • • "Стиль Белого Льва" с педагогической точки зрения;
  • • Древневосточные поговорки;
  • • Формирование личности, а не "ловкое махание руками и ногами";
  • • Как и что надо сделать...
  • • Отработка и закрепление полученных в процессе занятий навыков.

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Проблемы гармонического, духовного и физического здоровья, развития и воспитания подрастающего поколения



Проблемы гармонического, духовного и физического здоровья, развития и воспитания подрастающего поколения не новы. И в прошлом, и в настоящее время они обсуждались и обсуждаются философами и мыслителями, учёными и социологами, врачами и педагогами, общественными деятелями и представителями прогрессивной интеллигенции разных стран и эпох. Решаются они во всех сферах общественной жизни, в том числе и в сфере физической культуры, возможности которой в воспитательном воздействии на личность огромны.

В настоящее время, к великому сожалению, как и другие сферы нашей страны , физическая культура переживает глубокий кризис. Как показали результаты социологический исследований, проведённых учеными СПБ ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, недооценка роли физической культуры, недостаточное её финансирование, почти полное разрушение материально-спортивной базы, значительное сокращение времени на занятия по физической культуре в дошкольных учреждениях и учебных заведениях, фактическое прекращение деятельности общественных и физкультурных организаций ОФП и массовым видам спорта привело наше общество к критической черте катастрофического положения со здоровьем нации. Человек остается наедине с часто недоброжелательной к нему социальной средой, вынужден надеяться только на себя, сам защитить себя, свою честь, достоинство, иногда даже жизнь. В разрешении кризиса важную роль должна сыграть и физическая культура, которая вселяет уверенность в себя, в свои силы и способности, укрепляет физическое и духовное здоровье нации, наших детей и внуков, здоровья будущих поколений.

Все вышеизложенное дает основание утверждать, что предлагаемое авторами учебно-методическое пособие, написанное в виде осмысленного, переработанного временем информационного материала по оригинальной комплексной системе «Стиля Белого Льва»(«СБЛ»), созданной Г.В. Михайловым и эффективно реализуемой в его авторской школе на базе Спортивного Клуба «Белый Лев» на детских физкультурно-оздоровительных группах по общефизической и специальной подготовке к самообороне, отражает значительную потребность в таком пособии. Актуальность его не вызывает сомнения.

Гуманитарная направленность



Приоритетом предложенной системы "Стиль Белого Льва" является ее гуманитарная направленность не только на обеспечение крепкого здоровья, совершенствование физической подготовленности, знаний, умений и навыков, чтобы обезопасить себя физически или добиться превосходства над соперником в экстремальных условиях, но и выработать у занимающихся положительные личностные качества: быть терпеливым, вежливым, готовым всегда помочь слабому и нуждающемуся в защите, сознавая при этом, что доброта и возвышенность души, в конечном счете, определяют человеческое в человеке.

Рациональной новацией системы «СБЛ» как одного из видов спортивно-боевых единоборств является включение в учебно-тренировочный процесс и воспитательную работу средств общекультурной направленности: изобразительного искусства, художественной литературы, рисования, театра, журналистики, музыки и стихосложения. Такие занятия способствуют обогащению духовного мира детей, формированию у них положительных черт характера, творческой самостоятельности, нравственно-эстетической и этической воспитанности.

Комплексная педагогическая система

Заслуживает положительной оценки и профессиональное организационно-методическое обеспечение «СБЛ» как комплексной педагогической системы. Это – разработанные Геннадием В. Михайловым основополагающие принципы «Стиля Белого Льва» и основные тестовые параметры оценки уровня подготовленности, обученности и воспитанности занимающихся в объеме начальной базовой общефизической и специальной подготовки к самообороне. К проведению занятий на постоянно действующие семинары и методические тренинги по основам педагогического мастерства тренеров-преподавателей приглашаются профессионалы , удостоенные высоких званий, степеней, престижных титулов и дипломов из различных областей науки, культуры, искусства, педагогики, психологии, физической культуры и спорта.

В целом рассматриваемое учебно-методическое пособие написано вполне компетентно, в доступной форме изложения, и несомненно, что его издание будет способствовать улучшению оздоровительной физкультурно-спортивной деятельности с подростками, а также совершенствованию у них духовного и физического здоровья.

Заслуженный деятель науки Российской Федерации,

академик, доктор педагогических наук,

профессор В. У. Агеевец

 

ХАРАКТЕРИСТИКА «СТИЛЯ БЕЛОГО ЛЬВА»


как средства и метода укрепления здоровья, гармонического физического и духовного воспитания личности.

"Стиль Белого Льва" с педагогической точки зрения


«Стиль Белого Льва», разработанный Геннадием В. Михайловым, реализуется в созданной им авторской школе при Спортивном Клубе «Белый Лев» на занятиях детских физкультурно-оздоровительных групп по общефизической и специальной подготовке к самообороне.

С педагогической точки зрения – это динамическая система взаимосвязанных разносторонних комплексных средств, методов и методик общей и физической культуры в целях гармонического физического и духовного развития и воспитания личности (Схема 1.). Для достижения поставленной цели предусмотрено решение следующих общих задач:

формирование и закрепление у занимающихся устойчивых мотивов, интересов, целей и потребностей вести здоровый образ жизнедеятельности, регулярно и активно заниматься по методике «Стиля Белого Льва», а также пропагандировать этот новый эффективный вид спортивно-боевых единоборств среди школьников и взрослых;
сохранение и укрепление здоровья, содействие нормальному духовному и физическому развитию и воспитанию;
развитие, воспитание и совершенствование разносторонних двигательных, физических и психофизических качеств у занимающихся;
содействие формированию у занимающихся положительных черт характера и волевых качеств;
овладевая начальной базовой подготовкой и самоподготовкой к самообороне, занимающиеся должны усвоить главную нравственно-гуманную цель «Стиля Белого Льва», ГОНГ ФУ (GONG FU), перекликающуюся с философией других видов Восточно-Боевых Искусств, - не только совершенствовать свое тело, знания, умения и навыки, чтобы обезопасить себя физически или добиться превосходства над соперником в экстремальных условия, но и выработать в себе потребность следовать определенному нравственно-моральному кодексу, быть благородным, вежливым, готовым всегда пойти на помощь слабому и нуждающемуся в защите. Доброта и возвышенность души в конечном счете определяют человеческое в человеке, то, чему учили Великие Мастера Древности - "стремиться к совершенствованию человеческого существа":


  1. следовать путем справедливости и защищать справедливость;
  2. с уважением относиться к родителям, учителю и старшим;
  3. воспитывать в себе дух трудолюбия и упорства;
  4. уважать этикет и следовать его нормам;
  5. не допускать проявлений ненужной агрессии. (Г. Фунакоши).

Древневосточные поговорки


Аспект нравственности и гуманности в воспитании характера Человека и бойца определяют и две древневосточных поговорки о поведении каратиста в экстремальных условиях. Первая: «Драться нехорошо, но быть побежденным ещё хуже». Она учит тому, что от боя нужно уходить до тез пор, пока это возможно, ну, а если ввязался – выйти только победителем. Вторая поговорка: «Если бы я не был жестким, я бы не выжил, если бы я не был мягким к людям, я бы не заслужил жизни».

А вот ещё пример на эту тему – девиз одного английского клуба каратистов: «Я обязуюсь поддерживать настоящий дух каратэ - никогда не использовать приемы, которые я изучил, против человека , кроме самообороны, защиты семьи или друзей в случае особой опасности или нападения, или в случае поддержки закона и порядка. Настоящие мастера становятся воинами, чтобы никогда не сражаться».


Формирование личности, а не "ловкое махание руками и ногами"


Подробное изложение последней задачи обусловлено необходимостью убедить занимающихся и сформировать у них правильное сознание и самосознание в том, что под руководством культурных, высокообразованных и эрудированных педагогов – профессионалов в различных областях культуры, науки, изобразительного искусства, художественной литературы, рисования, музыки, телевидения, фотографирования, кинематографии и журналистики, имеющих Высокие научные , педагогические и физкультурно-спортивные степени и звания, удостоенных высоких правительственных наград, престижных титулов, дипломов и грамот, они будут заниматься с ребятами крайне полезной для души и тела деятельностью.

А не заниматься «ловким маханием руками и ногами». С такими взглядами и мнениями, к великому сожалению, приходиться нередко встречаться как среди населения, некоторых занимающихся СБЕ, так и среди отдельных доморощенных тренеров. Такие тренеры, как правило, при обучении используют «методику», состоящую из словестных формулировок: «блок – удар», «защита – атака». И не удивительно, что в процессе такого обучения они нередко воспитывают обыкновенных уличных драчунов. Тренеры с такой методической подготовленностью, видимо, не в курсе, что большинство Восточных Боевых Искусств нацеливают занимающих не на применение ударов и блоков при возникновении конфликтов, а на умение предотвратить его. Не зная и не применяя в учебно-воспитательном процессе мудрые советы Великих Учителей древневосточных Боевых Искусств, сомнительно рассчитывать на воспитание у занимающихся положительных, личностных социально-значимых черт и свойств характера (даже у хорошо успевающих учеников в технико-тактической и физической подготовке). Общеизвестны примеры, когда бывшие мастера спорта и спортсмены-разрядники свою большую физическую силу, спортивное мастерство, умения и навыки применяли не по назначению: убивали и избивали ни в чем неповинных людей, насиловали и грабили, совершали бандитские и другие правонарушения. С педагогической точки зрения с определенной долей вероятности можно утверждать, что в их воспитании и самовоспитании (родителями, учителями, тренерами и самими спортсменами) что-то было упущено. Что именно?


Как и что надо сделать...


Как и что надо сделать,чтобы воспитанники «Стиля Белого Льва» не повторили печальный опыт своих предшественников-неудачников и чтобы у них было благополучное будущее и счастливая судьба? Вот это и является для тренеров-воспитателей школы Геннадия В. Михайлова стилевой задачей их деятельности.

Для выполнения такого большого количества многогранных и многоплановых задач (для удобства мы распределили их по трём группам – оздоровительные, образовательные и воспитательные ) предусмотрено шесть «блоков» комплексных средств разностороннего направленного воздействия на занимающихся:

  • • В первый «блок» (средства преимущественно оздоровительной направленности) включены упражнения дыхательные, цигун, йога, гигиенические (закаливающие) упражнения и самомассаж.
  • • Второй «блок» содержит упражнения общеподготовительные и общеразвивающие, упражнения общефизической подготовки, акробатические, атлетической гимнастики, силовые, скоростные, комплексные упражнения на развитие выносливости, способствующие растяжке мышц, и упражнения на расслабление.
  • • Третий «блок» состоит из специально-подготовительных упражнений, технико-тактических приемов и действий «Стиля Белого Льва», каратэ, ушу, дзюдо, гонг фу и рукопашного боя.
  • • В четвертом «блоке» содержатся физкультурно-спортивные виды: бег, плавание, подвижные и спортивные игры.
  • • В пятый «блок» включены средства психофизической, психорегулирующей и аутогенной тренировок.
  • • Шестой – культурно-нравственный «блок» представлен средствами изобразительного искусства, общекультурного, физкультурно-спортивного, нравственного, эстетического, трудового, правового, художественного, литературного, музыкального воспитания, а также элементами театра, кинематографии, телевидения, стихосложения и журналистики. Это нововведение способствовало повышению положительной эмоциональности у детей и повышению эффективности воспитательного процесса.

Отработка и закрепление полученных в процессе занятий навыков


Занимаясь даже по минимизированной культурно-нравственной программе, ребята приобретают знания из областей искусства, художественной литературы, живописи, музыки, театра, кинематографии, телевидения, стихосложения и журналистики. Кроме этого, такие занятия способствуют нравственному, эстетическому, культурному развитию и творческой самодеятельности. Свои достижения ребята демонстрируют на творческих и спортивных состязаниях, КВН, концертах, конкурсах, викторинах, в праздничные торжественные дни, дни рождения и др.

И все эти мероприятия ребята готовят и проводят сами, под руководством своих тренеров-наставников: сами выбирают темы, обсуждают и утверждают сценарий, организовывают подготовку и оформление мест проведения мероприятий, распределяют роли, назначают сроки готовности. На этих мероприятиях работают юные ведущие, фотокорреспонденты и телеоператоры.

Конечно же, тренеры при этом не остаются сторонними наблюдателями. Их деятельность по руководству подготовкой и проведением каждого мероприятия тщательно продумывается и сверяется с основными положениями и постулатами «Стиля Белого Льва».