Russian Arabic Armenian Azerbaijani Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Czech English Estonian Filipino Finnish French Georgian German Greek Hebrew Hindi Hungarian Japanese Korean Latvian Lithuanian Serbian Slovak Slovenian Swedish Thai Turkish Vietnamese

Михайлов Г. В., Масюта В. Ф.

ГОНГ ФУ

или

"Стиль Белого Льва"

 

Учебно-методическое пособие по самообороне

Санкт-Петербург, 1998

 

Разделы:

1.Предисловие:

  • • Проблемы гармонического, духовного и физического здоровья, развития и воспитания подрастающего поколения;
  • • Гуманитарная направленность;
  • • Комплексная педагогическая система.

2.Характеристика "Стиля Белого Льва" как средства и метода укрепления здоровья и гармонического воспитания личности:

  • • "Стиль Белого Льва" с педагогической точки зрения;
  • • Древневосточные поговорки;
  • • Формирование личности, а не "ловкое махание руками и ногами";
  • • Как и что надо сделать...
  • • Отработка и закрепление полученных в процессе занятий навыков.

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Проблемы гармонического, духовного и физического здоровья, развития и воспитания подрастающего поколения



Проблемы гармонического, духовного и физического здоровья, развития и воспитания подрастающего поколения не новы. И в прошлом, и в настоящее время они обсуждались и обсуждаются философами и мыслителями, учёными и социологами, врачами и педагогами, общественными деятелями и представителями прогрессивной интеллигенции разных стран и эпох. Решаются они во всех сферах общественной жизни, в том числе и в сфере физической культуры, возможности которой в воспитательном воздействии на личность огромны.

В настоящее время, к великому сожалению, как и другие сферы нашей страны , физическая культура переживает глубокий кризис. Как показали результаты социологический исследований, проведённых учеными СПБ ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, недооценка роли физической культуры, недостаточное её финансирование, почти полное разрушение материально-спортивной базы, значительное сокращение времени на занятия по физической культуре в дошкольных учреждениях и учебных заведениях, фактическое прекращение деятельности общественных и физкультурных организаций ОФП и массовым видам спорта привело наше общество к критической черте катастрофического положения со здоровьем нации. Человек остается наедине с часто недоброжелательной к нему социальной средой, вынужден надеяться только на себя, сам защитить себя, свою честь, достоинство, иногда даже жизнь. В разрешении кризиса важную роль должна сыграть и физическая культура, которая вселяет уверенность в себя, в свои силы и способности, укрепляет физическое и духовное здоровье нации, наших детей и внуков, здоровья будущих поколений.

Все вышеизложенное дает основание утверждать, что предлагаемое авторами учебно-методическое пособие, написанное в виде осмысленного, переработанного временем информационного материала по оригинальной комплексной системе «Стиля Белого Льва»(«СБЛ»), созданной Г.В. Михайловым и эффективно реализуемой в его авторской школе на базе Спортивного Клуба «Белый Лев» на детских физкультурно-оздоровительных группах по общефизической и специальной подготовке к самообороне, отражает значительную потребность в таком пособии. Актуальность его не вызывает сомнения.

Гуманитарная направленность



Приоритетом предложенной системы "Стиль Белого Льва" является ее гуманитарная направленность не только на обеспечение крепкого здоровья, совершенствование физической подготовленности, знаний, умений и навыков, чтобы обезопасить себя физически или добиться превосходства над соперником в экстремальных условиях, но и выработать у занимающихся положительные личностные качества: быть терпеливым, вежливым, готовым всегда помочь слабому и нуждающемуся в защите, сознавая при этом, что доброта и возвышенность души, в конечном счете, определяют человеческое в человеке.

Рациональной новацией системы «СБЛ» как одного из видов спортивно-боевых единоборств является включение в учебно-тренировочный процесс и воспитательную работу средств общекультурной направленности: изобразительного искусства, художественной литературы, рисования, театра, журналистики, музыки и стихосложения. Такие занятия способствуют обогащению духовного мира детей, формированию у них положительных черт характера, творческой самостоятельности, нравственно-эстетической и этической воспитанности.

Комплексная педагогическая система

Заслуживает положительной оценки и профессиональное организационно-методическое обеспечение «СБЛ» как комплексной педагогической системы. Это – разработанные Геннадием В. Михайловым основополагающие принципы «Стиля Белого Льва» и основные тестовые параметры оценки уровня подготовленности, обученности и воспитанности занимающихся в объеме начальной базовой общефизической и специальной подготовки к самообороне. К проведению занятий на постоянно действующие семинары и методические тренинги по основам педагогического мастерства тренеров-преподавателей приглашаются профессионалы , удостоенные высоких званий, степеней, престижных титулов и дипломов из различных областей науки, культуры, искусства, педагогики, психологии, физической культуры и спорта.

В целом рассматриваемое учебно-методическое пособие написано вполне компетентно, в доступной форме изложения, и несомненно, что его издание будет способствовать улучшению оздоровительной физкультурно-спортивной деятельности с подростками, а также совершенствованию у них духовного и физического здоровья.

Заслуженный деятель науки Российской Федерации,

академик, доктор педагогических наук,

профессор В. У. Агеевец

 

ХАРАКТЕРИСТИКА «СТИЛЯ БЕЛОГО ЛЬВА»


как средства и метода укрепления здоровья, гармонического физического и духовного воспитания личности.

"Стиль Белого Льва" с педагогической точки зрения


«Стиль Белого Льва», разработанный Геннадием В. Михайловым, реализуется в созданной им авторской школе при Спортивном Клубе «Белый Лев» на занятиях детских физкультурно-оздоровительных групп по общефизической и специальной подготовке к самообороне.

С педагогической точки зрения – это динамическая система взаимосвязанных разносторонних комплексных средств, методов и методик общей и физической культуры в целях гармонического физического и духовного развития и воспитания личности (Схема 1.). Для достижения поставленной цели предусмотрено решение следующих общих задач:

формирование и закрепление у занимающихся устойчивых мотивов, интересов, целей и потребностей вести здоровый образ жизнедеятельности, регулярно и активно заниматься по методике «Стиля Белого Льва», а также пропагандировать этот новый эффективный вид спортивно-боевых единоборств среди школьников и взрослых;
сохранение и укрепление здоровья, содействие нормальному духовному и физическому развитию и воспитанию;
развитие, воспитание и совершенствование разносторонних двигательных, физических и психофизических качеств у занимающихся;
содействие формированию у занимающихся положительных черт характера и волевых качеств;
овладевая начальной базовой подготовкой и самоподготовкой к самообороне, занимающиеся должны усвоить главную нравственно-гуманную цель «Стиля Белого Льва», ГОНГ ФУ (GONG FU), перекликающуюся с философией других видов Восточно-Боевых Искусств, - не только совершенствовать свое тело, знания, умения и навыки, чтобы обезопасить себя физически или добиться превосходства над соперником в экстремальных условия, но и выработать в себе потребность следовать определенному нравственно-моральному кодексу, быть благородным, вежливым, готовым всегда пойти на помощь слабому и нуждающемуся в защите. Доброта и возвышенность души в конечном счете определяют человеческое в человеке, то, чему учили Великие Мастера Древности - "стремиться к совершенствованию человеческого существа":


  1. следовать путем справедливости и защищать справедливость;
  2. с уважением относиться к родителям, учителю и старшим;
  3. воспитывать в себе дух трудолюбия и упорства;
  4. уважать этикет и следовать его нормам;
  5. не допускать проявлений ненужной агрессии. (Г. Фунакоши).

Древневосточные поговорки


Аспект нравственности и гуманности в воспитании характера Человека и бойца определяют и две древневосточных поговорки о поведении каратиста в экстремальных условиях. Первая: «Драться нехорошо, но быть побежденным ещё хуже». Она учит тому, что от боя нужно уходить до тез пор, пока это возможно, ну, а если ввязался – выйти только победителем. Вторая поговорка: «Если бы я не был жестким, я бы не выжил, если бы я не был мягким к людям, я бы не заслужил жизни».

А вот ещё пример на эту тему – девиз одного английского клуба каратистов: «Я обязуюсь поддерживать настоящий дух каратэ - никогда не использовать приемы, которые я изучил, против человека , кроме самообороны, защиты семьи или друзей в случае особой опасности или нападения, или в случае поддержки закона и порядка. Настоящие мастера становятся воинами, чтобы никогда не сражаться».


Формирование личности, а не "ловкое махание руками и ногами"


Подробное изложение последней задачи обусловлено необходимостью убедить занимающихся и сформировать у них правильное сознание и самосознание в том, что под руководством культурных, высокообразованных и эрудированных педагогов – профессионалов в различных областях культуры, науки, изобразительного искусства, художественной литературы, рисования, музыки, телевидения, фотографирования, кинематографии и журналистики, имеющих Высокие научные , педагогические и физкультурно-спортивные степени и звания, удостоенных высоких правительственных наград, престижных титулов, дипломов и грамот, они будут заниматься с ребятами крайне полезной для души и тела деятельностью.

А не заниматься «ловким маханием руками и ногами». С такими взглядами и мнениями, к великому сожалению, приходиться нередко встречаться как среди населения, некоторых занимающихся СБЕ, так и среди отдельных доморощенных тренеров. Такие тренеры, как правило, при обучении используют «методику», состоящую из словестных формулировок: «блок – удар», «защита – атака». И не удивительно, что в процессе такого обучения они нередко воспитывают обыкновенных уличных драчунов. Тренеры с такой методической подготовленностью, видимо, не в курсе, что большинство Восточных Боевых Искусств нацеливают занимающих не на применение ударов и блоков при возникновении конфликтов, а на умение предотвратить его. Не зная и не применяя в учебно-воспитательном процессе мудрые советы Великих Учителей древневосточных Боевых Искусств, сомнительно рассчитывать на воспитание у занимающихся положительных, личностных социально-значимых черт и свойств характера (даже у хорошо успевающих учеников в технико-тактической и физической подготовке). Общеизвестны примеры, когда бывшие мастера спорта и спортсмены-разрядники свою большую физическую силу, спортивное мастерство, умения и навыки применяли не по назначению: убивали и избивали ни в чем неповинных людей, насиловали и грабили, совершали бандитские и другие правонарушения. С педагогической точки зрения с определенной долей вероятности можно утверждать, что в их воспитании и самовоспитании (родителями, учителями, тренерами и самими спортсменами) что-то было упущено. Что именно?


Как и что надо сделать...


Как и что надо сделать,чтобы воспитанники «Стиля Белого Льва» не повторили печальный опыт своих предшественников-неудачников и чтобы у них было благополучное будущее и счастливая судьба? Вот это и является для тренеров-воспитателей школы Геннадия В. Михайлова стилевой задачей их деятельности.

Для выполнения такого большого количества многогранных и многоплановых задач (для удобства мы распределили их по трём группам – оздоровительные, образовательные и воспитательные ) предусмотрено шесть «блоков» комплексных средств разностороннего направленного воздействия на занимающихся:

  • • В первый «блок» (средства преимущественно оздоровительной направленности) включены упражнения дыхательные, цигун, йога, гигиенические (закаливающие) упражнения и самомассаж.
  • • Второй «блок» содержит упражнения общеподготовительные и общеразвивающие, упражнения общефизической подготовки, акробатические, атлетической гимнастики, силовые, скоростные, комплексные упражнения на развитие выносливости, способствующие растяжке мышц, и упражнения на расслабление.
  • • Третий «блок» состоит из специально-подготовительных упражнений, технико-тактических приемов и действий «Стиля Белого Льва», каратэ, ушу, дзюдо, гонг фу и рукопашного боя.
  • • В четвертом «блоке» содержатся физкультурно-спортивные виды: бег, плавание, подвижные и спортивные игры.
  • • В пятый «блок» включены средства психофизической, психорегулирующей и аутогенной тренировок.
  • • Шестой – культурно-нравственный «блок» представлен средствами изобразительного искусства, общекультурного, физкультурно-спортивного, нравственного, эстетического, трудового, правового, художественного, литературного, музыкального воспитания, а также элементами театра, кинематографии, телевидения, стихосложения и журналистики. Это нововведение способствовало повышению положительной эмоциональности у детей и повышению эффективности воспитательного процесса.

Отработка и закрепление полученных в процессе занятий навыков


Занимаясь даже по минимизированной культурно-нравственной программе, ребята приобретают знания из областей искусства, художественной литературы, живописи, музыки, театра, кинематографии, телевидения, стихосложения и журналистики. Кроме этого, такие занятия способствуют нравственному, эстетическому, культурному развитию и творческой самодеятельности. Свои достижения ребята демонстрируют на творческих и спортивных состязаниях, КВН, концертах, конкурсах, викторинах, в праздничные торжественные дни, дни рождения и др.

И все эти мероприятия ребята готовят и проводят сами, под руководством своих тренеров-наставников: сами выбирают темы, обсуждают и утверждают сценарий, организовывают подготовку и оформление мест проведения мероприятий, распределяют роли, назначают сроки готовности. На этих мероприятиях работают юные ведущие, фотокорреспонденты и телеоператоры.

Конечно же, тренеры при этом не остаются сторонними наблюдателями. Их деятельность по руководству подготовкой и проведением каждого мероприятия тщательно продумывается и сверяется с основными положениями и постулатами «Стиля Белого Льва».