Russian Arabic Armenian Azerbaijani Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Czech English Estonian Filipino Finnish French Georgian German Greek Hebrew Hindi Hungarian Japanese Korean Latvian Lithuanian Serbian Slovak Slovenian Swedish Thai Turkish Vietnamese

Государственное мышление через призму воспитательного процесса

Пронеслись летние каникулы. Наступил учебный год. Во всех учебных заведениях России 1 сентября прозвенел первый в этом учебном году звонок, и миллионы детей и подростков сели за парты в школах, гимназиях, колледжах, техникумах, ВУЗах – продолжается процесс образования и воспитания подрастающего поколения россиян. Кем они станут?

Процесс обучения в стране налажен, качество образования растёт, учебных предметов и компьютеров в школах становится с каждым годом всё больше. Вопрос рождаемости в стране тоже решается успешно. Благодаря этому, школы хорошо укомплектованы – наполнены учениками, в ВУЗах огромные конкурсы, те, кому места не хватило, почти не задумываясь, поступают на платное обучение. Каждый год страна выпускает огромное количество дипломированных специалистов. Но вот парадокс: с каждым годом проблема дефицита квалифицированных кадров в России растёт прямо пропорционально перечисленным выше достижениям.

Вопрос кадровой политики и катастрофической нехватки высокопрофессиональных кадров, начиная с младшего обслуживающего персонала заканчивая руководителями крупных объединений, корпораций и даже верхнего звена аппарата управления государством с каждым годом становится всё более насущной и актуальной темой для обсуждения в СМИ и в среде заинтересованных лиц и организаций. И порой даже наблюдаются отдельные попытки решения этого вопроса на местах.

Как специалист в области воспитания и формирования личности человека, я часто беседую с различными предпринимателями, среди которых немало руководителей предприятий, различных организаций и  других структур. Несмотря на то, что честным предпринимателям далеко не просто живётся, у них есть успехи, даже достижения, и они по праву гордятся ими. Вспоминая рассказы этих, казалось бы, совсем разных людей, среди множества тем и вопросов, которые они поднимают, особенно болезненно звучит тема российской кадровой политики и дефицита кадров. Всем не даёт покоя вопрос: почему почти нет высокопрофессиональных специалистов? Почему на предприятиях так много плохих сотрудников? И почему повышение заработной платы плохим сотрудникам никогда автоматически не ведёт к повышению качества их труда? То есть, как много плохому сотруднику не плати: хоть золотом, хоть бриллиантами, хоть делай его привилегированным акционером прибыльного предприятия  – результат будет тот же: он всё равно будет работать плохо! Почему?!

Я решил поискать ответ на этот вопрос, рассмотрев его через призму формирования личности человека и воспитания подрастающего поколения нашего государства. И тогда я обратился к тем людям, которых волновала эта проблема, с просьбой перечислить качества, которые они считают важными для хорошего сотрудника и высокопрофессионального специалиста. Этих качеств оказалось не так много, как можно было бы предположить. Все опрашиваемые, помимо высокого уровня профессиональных знаний, назвали: честность, ответственность, конкурентное мышление и совесть.

И получилось, что всё, чего так не хватает работодателям и отсутствует у соискателей работы, всё перечисленное – это как раз те качества личности, которые формируются у человека в детские годы его жизни. И если к 16-20 годам, когда молодой человек официально вступает на профессиональный путь, эти качества в нем не сформированы, бесполезно ждать от него хороших профессиональных результатов. Ведь работник не станет вдруг честным и ответственным только потому, что его назначили на ответственную должность, например, руководителя предприятия.

Столкнувшись с проблемой катастрофической нехватки кадров, все руководители по-разному реагируют на данную ситуацию. Одни предпочитают не замечать проблемы, прячут голову в песок и пускают все на самотек, довольствуясь доставшейся им бесконечной текучкой кадров на их предприятии. Другие пытаются найти способ быстрого, сиюминутного решения сложившейся проблемы и тут же попадают в известную всем ситуацию с коротким одеялом: ноги спрячешь – голова мёрзнет, голову укроешь – ноги замерзают. Третьи, предпринимая попытки маркетингового решения вопроса на своём предприятии, создают для сотрудников бесконечное количество всевозможных пошаговых инструкций на все случаи жизни. А жизнь подкидывает случай за случаем, и в итоге, нет конца «случаям» и нет конца инструкциям. Но кадровая проблема, как и в предыдущих примерах, опять не решается.

Так когда же надо начинать решать проблему дефицита кадров? Может быть, надо начинать делать из молодого человека высокопрофессионального специалиста или даже просто хорошего работника в тот момент, когда он уже пришёл работать и, не обладая необходимыми знаниями и навыками, почему-то рассчитывает на хорошую зарплату? Жизнь красноречиво показывает, что начинать действовать в этот момент не только поздно, но и абсолютно бессмысленно. Но давайте разберёмся по порядку, почему это так.

Вот, скажем, в семье родился ребенок. Зачем он родился и кем будет, когда вырастет, его родители не знают. «Пусть ребенок сам решит, когда вырастет», - говорят они и с радостью забывают о сказанном на долгие годы. Вот ребенку исполняется 5 лет – он ещё не думал, кем он хочет стать, когда вырастет и не мечтает никем становиться. Та же ситуация в 10 лет, в 14 лет, в 17 … дальше ребенку исполняется 20 лет. Он уже почти закончил первый попавшийся ВУЗ и только теперь, в 20 лет, начинает задумываться, кем бы ему стать, когда ВУЗ будет уже за плечами. Но ведь всем известно, чтобы вырастить хорошего высокопрофессионального специалиста, независимо от того в какой области знаний он будет действовать, необходимо потратить минимум 25 лет. Вот и получается, если наши дети только в 20 лет начинают серьёзно задумываться, кем будут в этой жизни, то при самом удачном стечении обстоятельств, хороший специалист из таких детей получится к 45-ти годам. А к 60-ти его уже сократят или отправят на пенсию и на его место придёт новый 20-ти летний молодой специалист, который ещё только начал задумываться, кем бы ему стать в жизни, что ему по-настоящему интересно и к чему у него есть склонности и способности.

Ко мне на педагогические консультации не редко приходят родители с детьми от 10 до 17 лет с жалобой на то, что их ребенок инертен, неинициативен, он ничем не интересуется и ничего не хочет. Один из немногих вопросов, которые я задаю детям с такой проблемой – кем они мечтают стать в будущем. И в 100% случаев ни один из этих детей ещё никогда не задумывался на эту тему, и ответа на мой вопрос у них, конечно, нет. Поэтому, само собой разумеется, что они ничем в жизни не интересуются и никуда не стремятся по собственной инициативе – им просто некуда стремиться!

 Но между тем всем, кто хоть немного интересовался формированием личности человека, известно, что основные таланты и склонности ребенка проявляются до 5-ти летнего возраста. И задача воспитателей (в том числе родителей), которые находятся рядом, выявить его профессиональные склонности и сформировать у ребенка устойчивое желание стать профессионалом в той области знаний, где его склонности будут наиболее применимы. И тогда к 30-ти годам мы получим молодого специалиста, готового самостоятельно и высокопрофессионально действовать в выбранной им профессии.

Вместе с тем, вопрос катастрофической нехватки кадров в стране – вопрос не праздный. И с каждым годом он всё больше становится не только вопросом неправильного воспитания детей в отдельно взятых семьях, но и большой  проблемой государственного масштаба.

Вот только один часто повторяющийся пример из жизни, свидетелем которого я являюсь на протяжении более чем 20-ти лет работы нашей общественной организации. Для ясности, видимо, надо сказать, что созданная мной 24 года назад общественная организация занимается воспитанием и формированием личности детей и подростков от 6 до 17 лет по специально разработанной программе воспитания «Стиль Белого Льва». Эта программа применяется на практике на протяжении всего времени работы нашей общественной организации и Спортивного Клуба «Белый Лев», как её отдела.

Когда родители приводят своих детей к нам на занятия, знакомясь с ребенком и оценивая его сегодняшние возможности и будущий потенциал развития его личности, один из вопросов, который мы задаём детям, опять же звучит примерно так: кем ты мечтаешь стать, когда вырастешь? Без преувеличения – в 99 % случаев дети от 6 до 17 лет не могут ответить на этот вопрос. А между тем среди них немало весьма одарённых и талантливых детей. Немало и тех, кто весьма успешно учится в школе и даже уже серьёзно готовится поступать в какой-то конкретный ВУЗ. С точки зрения родителей всё идёт своим чередом, а мне хочется задать вопрос: куда идет своим чередом, и откуда берутся плохие сотрудники, ненавидящие свою работу и спустя рукава выполняющие свои обязанности? Безответственные и безынициативные сотрудники, которые никогда не будут работать хорошо, какую бы зарплату вы им ни заплатили.

Ответ очевиден. Они вырастают из детей. Из тех самых детей от 5-ти до 17-ти, которые сначала не знают, кем они хотят стать, потом им всё равно кем быть, а в итоге они становятся НИКЕМ.

А всё от того, что в детстве, те взрослые, которые занимались воспитанием этих детей, формируя их личность, не смогли верно определить их склонности и способности, а потому не направили детей в нужную сторону. Они направили их по неправильной дороге – не тот кружок, не тот ВУЗ, не та работа…

Теперь эти дети выросли и стали взрослыми несчастными людьми. Несчастными потому, что вынуждены всю жизнь заниматься нелюбимым, противным их душе делом и заставлять себя каждый Божий день ходить на нелюбимую работу. И такие люди, как вы понимаете, никогда не станут хорошими профессионалами с конкурентным мышлением, потому как невозможно хорошо и качественно делать то, что всей душой хорошо и качественно ненавидишь!

Если вопрос воспитания и формирования личности ребёнка и через это его правильной профессиональной ориентации был упущен родителями в детстве, к моменту окончания школы он обозначается особо остро: куда пойти учиться дальше, в какой ВУЗ поступать? В этот момент на помощь родителям и их детям приходит всем известное тестирование на профессиональную пригодность. И здесь надо понимать, что это тестирование не профессиональная ориентация ребенка, а всего лишь запоздалая попытка выявить его склонности и способности. Дяденька или тётенька, ни разу не видевшие ребенка, по ответам в тесте дают рекомендации, куда ему пойти учиться и в какой области деятельности себя искать. Это попытка сделать то, что на самом деле нужно было сделать родителям, когда ребенок был ещё маленьким. Эта и подобные попытки решения вопроса в режиме «лучше, чем ничего» или «лучше поздно, чем никогда», напоминают мне заранее обречённые на неудачу попытки тушения пожара там, где не только всё давно сгорело, но и пепелище уже остыло.

Начинать решать вопрос профессиональной ориентации нужно, когда ребенку было 5 лет, и тогда к 10-11 классу школы он вполне самостоятельно и осознанно смог бы определить своё профессиональное будущее. И не стал бы учиться в первом попавшемся ВУЗе, чтобы потом работать на нелюбимой работе или вообще не работать по полученной специальности.

Так ошибки в воспитании и формировании личности ребенка в отдельно взятых семьях, рано или поздно становятся проблемой государственного масштаба. И государство вынуждено предпринимать попытки тушения пожара под названием «дефицит кадров», когда пепелище этого пожара уже остыло – кадров нет. И если уже сегодня на государственном уровне не заняться решением вопроса правильного воспитания нового подрастающего поколения, если не возродить Петровские традиции (традиции Петра Великого) воспитания подрастающего поколения в духе государственного мышления, то очень скоро проблема нехватки кадров в государстве поставит ребром вопрос существования самого государства. Ведь Россия не может бесконечно «выезжать» на возможностях и талантах одного лидера. Они должны быть поддержаны возможностями многих других талантливых людей. Людей с государственным мышлением. А государственное мышление, конкурентное мышление, честность, ответственность и, в конце концов, совесть, как ни крути, прочно формируются только в детские годы через правильное воспитание и формирование личности ребенка. Государственниками и патриотами становятся в детстве или никогда не становятся.


© Геннадий В. Михайлов,
автор программы воспитания
«Стиль Белого Льва»
Август 2014 г.